КАК НА 300% УВЕЛИЧИТЬ ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ Pozitiv 2 ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ и получите бесплатный видео-курс  "ПЕРВЫЕ ШАГИ. Как заменять негативные мысли на позитивные".
Ваше имя:
Ваш E-Mail:

Возрастные особенности ребенка от 1 до 2 лет

Ребенок 1 года

Друзья, в предыдущей статье «Самое важное во второй и третий год жизни ребенка» мы разобрали ключевые моменты, которые проходят годовалые дети, обнаруженные психологами, медиками, ведущими специалистами. В этой статье мы рассмотрим, какие возрастные особенности имеет ребенок 1 года (т.е. ребенок от 1 до 2 лет).

Материал, описанный здесь, взят из книги Уильяма и Марты Сирс «Воспитание ребенка от рождения до 10 лет».

Родителям необходимо это знать, чтобы:

  • быть подготовленными к закономерным действиям своего малыша;
  • быть способными направлять его поведение в необходимое русло.

Возрастные особенности ребенка от 1 до 2 лет:

1) Основные периоды (здесь подразумевается более активное развитие определенных навыков от 1 до 2 лет):

(1) двигательные навыки – более активно развиваются в период 1-1,5 года;
(2) умственные способности – более активно развиваются в период 1,5-2 года;

2) Основные навыки:

(1) новые действия;
(2) развитие речи;

3) Понимание речи:

(1) в 1 год и 3 месяца малыш понимает простые указания с одним действием, например: «Принеси мячик»;
(2) к 2 годам ребенок может выполнить указание с 2 действиями, например: «Найди, пожалуйста, мячик и принеси мне»;

4) Остережения и переключение внимания (чтобы остановить нежелательное поведение):

(1) ребенок до 1,5 лет – у взрослых должны быть слова и действия:

  • словесные остережения взрослых должны сопровождаться активными действиями, например: недостаточно сказать «не трогай» или «положи», нужно сказав, подойти к ребенку, дать ему безопасный предмет и вытащить у него из рук нежелательный предмет; если ребенок тянет кошку за хвост, нужно подойти к нему, вытащить из его руки хвост кошки и погладить его рукой кошку, при этом говоря: «Погладь кошечку. Не тяни за хвост кошечку.»;
  • чтобы отвлечь ребенка от нежелательного действия и переключить его внимание, в качестве «приманки» необходимы активные занятия: например, если ребенок пошел в нежелательном направлении, можно взять его за руку и затем позволить ему шлепать по своей руке – обратить это в игру, вместо того чтобы насильно удерживать ребенка (этот пример приводят Сирсы);

(2) ребенок 1,5-2 года – может быть достаточно только слов взрослых:

  • к 2 годам ребенок способен выполнить словесные указания, которые не подкреплены действием взрослых;
  • после 1,5 лет ребенок может прислушаться, если родитель скажет: «Не сейчас. Может быть, позже.»

5) Некоторые особенности ребенка от 1 до 2 лет:

  • конкретное мышление, неспособность обобщать – ребенок не понимает, что горячая плита означает не только горячую плиту дома, но и в гостях, на каждом новом месте родителю необходимо предупреждать ребенка, что там тоже плита горячая;
  • негативные фазы, зигзаги в развитии – Сирсы пишут, что малыш может в течение 2 месяцев быть невыносимым, а в последующие 3 месяца вести себя как ангелочек; во время негативной фазы ребенок может стать упрямым, непослушным, часто говорить «нет», отдаляться от родителей – просто ему нужно отработать прием «сделай сам», а для этого нужно пространство, – родителям не нужно принимать это близко к сердцу, эта фаза вскоре минует и наступит фаза воссоединения, когда ребенок снова приблизится к родителям – в этот момент ему нужна эмоциональная подпитка, это подходящая возможность наладить с ним отношения;
  • упорство, повтор, вставание после падения – даже если ребенок испытал физическую боль, он все равно продолжает делать то же самое (например, мой сын засунул пальчик в горячий чай, обжегся, я его успокоила, через некоторое время он опять полез к кружке с чаем, я ее отодвинула в сторону, или на улице засунул пальчик в трубу, не смог сразу вытащить, заплакал, я ему помогла, через несколько минут он опять хотел засунуть пальчик в ту же трубу, я уже не дала это сделать), в нем говорит потребность исследователя; в этом есть и польза — так ребенок учится новому действию: когда ребенок осваивает полезный навык, например, ходить, он падает, затем встает и снова продолжает попытки;
  • в речи ребенка одно и то же слово может иметь много значений – если ребенок не может выговаривать все звуки: «ка-ка» — это означает «книжка», игрушка лягушка (т.е. ква-ква), игрушка утенок (т.е. «кря-кря») и т.п. (так говорил мой сын); первое время родителю приходится уточнять, спрашивать у малыша (когда мой сын говорил: «Ка-ка», — я спрашивала: «Книжка?» — он отвечал: «Да», — если хотел книжку, если не хотел, то мотал головой и продолжала спрашивать дальше: «Лягушка?» и т.д.), хорошо, когда ребенок дополнительно к своим словам делает жесты, уточняя, что именно он хочет (со временем мой сын стал показывать: если нужна была книжка, он показывал на шкаф с книгами, если игрушка лягушка, то он показывал в сторону коробки с игрушками).

Таким образом, друзья, мы рассмотрели, основные возрастные особенности, которые имеет ребенок 1 года (т.е. ребенок от 1 до 2 лет). Это помогает лучше его понять и находить наиболее приемлемый подход для его воспитания и развития. В следующей статье «Воспитание и развитие ребенка от года до двух лет» мы рассмотрим еще некоторые детали, что необходимо делать родителям в этот период.

P.S. На фотографии мой сын, когда ему был 1 год.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Будь моим другом в социальных сетях:

Комментарии (5) на “Возрастные особенности ребенка от 1 до 2 лет”

  • Очень интересно. Не знала, что такие крохи тоже нуждаются в самостоятельности. :)

  • Очень правильная статья! Она позволяет вовремя понять, что ожидает будущих родителей в ранние годы жизни их чада, подготовиться и правильно развивать ребенка!

  • Хорошая статья, можно ее распечатать и иметь под рукой, когда захочется предъявить ребенку какие-то высокие требования. Не раз слышала на детской площадке крики мам на своих годовалых малышей: «Да ты просто издеваешься надо мной, Я же тебе говорила не бери грязь в руки, и т. д. » Бедные мамы, они просто не понимают, что слово грязь для малыша очень абстрактно, если один раз сказали грязь, то ассоциируется она у него именно с тем предметом, а на другие эта ассоциация не переносится. Зачем зря нервничать — или следи лучше за малышом и отвлекай его от изучения грязи, или не ругай.
    Вот помню, однажды я пила чай и держала ребенка на руках, ему было около года. Заболталась с мамой и сынок сунул руку мне в чашку с чаем. Мы все очень испугались, но я сразу же стала повторять: горячо, горячо, горячо. После этого слово горячо перестало быть абстрактным. Если ребенок хотел подойти к плите или утюгу. достаточно было сказать слово «горячо», как он сразу отходил. Этот опыт удерживает его от горячих предметов до сих пор, а ему уже пошел четвертый год.
    Слово грязь, таких сильных эмоций и переживаний вызвать не может и малышу не понять, почему нельзя.
    Родителям обязательно нужно учитывать эти особенности восприятия.

    • admin:

      Светлана, большое Вам спасибо за такие наглядные примеры. Мне очень нравится Ваша мудрость и жизненный опыт.

  • Спасибо за информацию. Много же работы сделали)

Оставить комментарий

ПРИГЛАШАЕМ В ГРУППУ
Друзья, меня зовут Юлия. Я рада, что вы посетили этот детский сайт для родителей, созданный мною. Это мой авторский блог. Здесь я буду делиться с вами информацией на следующие темы: дети, воспитание детей, психология, игры для детей, беременность, роды, семья, мама, материнство, папа, новорожденный, младенец, малыш, ребенок, подростки.
Свежие комментарии
Дизайн: mgudt